25 октября 2016 года состоялось заседание Коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, на котором были рассмотрены подходы к формированию единой системы оценки качества школьного образования (ЕСОКО).
Составными частями ЕСОКО являются:
- Международные исследования качества образования '
- Национальные исследования качества образования (НИКО)
- Всероссийские проверочные работы (ВПР)
- Исследования профессиональных компетенций учителей '
- ГИА 9 (ОГЭ, ГВЭ)
- ГИА 11 (ЕГЭ, ГВЭ)
Цель ЕСОКО - выявить реальную ситуацию в системе образования
Единая система оценки качества школьного образования основывается на следующих принципах:
- оценка - составная часть учебного процесса;
- оценка того, чему учили;
- формат оценки (текст, устная часть) влияет на содержание;
- объективность оценки;
- использование результатов оценки для развития.
Международные исследования качества образования
PISA - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность).
Это тест, оценивающий грамотность школьников и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность.
PIRLS - исследование качества чтения и понимания текста (выпускники начальной школы).
Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы, а также выявить различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично — один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено три раза: в 2001, 2006 и 2011 годах.
TIMSS - международные исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования (4, 8 классы).
Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов, а также выявить различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично -один раз в четыре года, и к настоящему времени было проведено шесть раз, начиная с 1995 года. При этом трижды проводилось «расширенное» исследование, включающее в себя изучение достижений обучающихся последнего класса школы (в России это 11-й).
ICCS - международные исследования граждановедческого образования 14-летних школьников.
Данное исследование отслеживает уровень готовности учащихся основной школы (8 класс) к осуществлению гражданских прав и обязанностей. Изучаются знания учащихся, понимание ими основных граждановедческих понятий и проблем, а также ценностные убеждения и отношение к различным аспектам гражданственности.
TALIS - международные сравнительные исследования учительского корпуса. Проводятся для сбора и сравнения информации об учителях и директорах в разных странах в таких ключевых областях как: подготовка и профессиональное развитие учителей, оценка качества работы, руководство школой, установки и приемы преподавания, удовлетворенность работой, уверенность в своих профессиональных способностях.
Международные исследования в регионах проводятся для небольшой выборки учреждений, которые определяются на федеральном уровне, поэтому на основании результатов данных исследований нельзя судить о качестве образования отдельного региона, муниципалитета.
Оценка качества школьного образования на федеральном уровне
- Национальные исследования качества образования (НИКО):
- реализация поручений Президента РФ и программных документов Правительства РФ в части, касающейся качества образования;
- совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;
- развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в РФ;
- содействие эффективному внедрению ФГОС;
- процесс стандартизации оценочных процедур в сфере образования;
- развитие единого образовательного пространства в РФ.
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2-х раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
Выборку школ осуществляет субъект Российской Федерации и министерство образования и науки Российской Федерации (по результатам государственной итоговой аттестации).
Не предусмотрена оценка деятельности образовательной организации, органа исполнительной власти субъекта РФ и публичное обсуждение результатов.
Количество участников НИКО в Кировской области
Октябрь 2014 г. (математика), 9 ОО
Класс
|
Кол-во обучающихся
|
5 класс
|
338
|
6 класс
|
257
|
7 класс
|
268
|
Всего
|
863
|
Апрель 2015 г. (4 класс), 43 ОО
Предмет
|
Кол-во обучающихся
|
математика
|
577
|
русский язык
|
524
|
окружающий мир
|
492
|
Всего
|
1593
|
Октябрь 2015 г. (информационные технологии), 12 ОО
Класс
|
Кол-во обучающихся
|
8 класс
|
250
|
9 класс
|
243
|
Всего
|
493
|
Октябрь 2016 г. (иностранные языки), 10 ОО
Класс
|
Кол-во обучающихся
|
Английский язык
|
Немецкий язык
|
5 класс
|
198
|
2
|
8 класс
|
152
|
3
|
Всего
|
350
|
5
|
Далее планируется проведение работ:
Апрель 2017 года - ОБЖ 6 и 8 классы,
Октябрь 2017 года - химия, биология 10 класс,
2017-2018 уч. год - география 7-8 классы.
Цели НИКО: развитие единого образовательного пространства в РФ, совершенствование общероссийской системы оценки качества образования, анализ состояния системы образования, формирование программы развития.
2. Всероссийские проверочные работы (ВПР)
Всероссийская проверочная работа - это стандартизированная контрольная работа.
- Вместо КИМ – варианты проверочной работы.
- Вместо демоверсии – образец проверочной работы.
- Нет заданий с выбором ответа.
- Оценка предметных результатов в соответствии с ФГОС, оценка УУД.
- Предоставление школам единых вариантов и критериев оценивания.
- Доступность для всех школ.
- Возможность получить сводные результаты на региональном и федеральном уровне.
- Использование банков заданий, построенных с учетом опыта российских и международных оценочных процедур.
- Оценивание работ на основе стандартизированных критериев.
Цель: обеспечение единства образовательного пространства РФ и поддержка реализации ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений обучающихся.
На коллегии Минобрнауки России была отмечена особая значимость НИКО и ВПР для формирования ЕСОКО.
Количество участников ВПР в Кировской области
Апробация ВПР (декабрь 2015 года), 35 ОО
Предмет
|
Кол-во обучающихся
|
Математика
|
2962
|
Русский язык
|
2899
|
Апробация ВПР (май 2016 года)
Предмет
|
Кол-во ОО
|
Кол-во обучающихся
|
Математика
|
470
|
11500
|
Русский язык
|
467
|
11425
|
Окружающий мир
|
469
|
11492
|
ВПР по русскому языку (ноябрь 2016 года), 138 ОО
Класс
|
Кол-во обучающихся
|
2
|
6371
|
5
|
-
|
Результаты участников ВПР ОО получает через личный кабинет на информационном портале ВПР в форме статистических отчетов; отметки за выполнение заданий обучающимися – участниками ВПР не выставляются.
График проведения ВПР в 2016-2017 гг.
Конкретные сроки
|
Предмет
|
Класс
|
Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2016 № НТ-1331/08 «О ходе исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации»
|
9, 10 ноября 2016 г.
|
Русский язык
|
2, 5
|
Распоряжение федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.08.2016
№ 2322-05 «Об утверждении графиков проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования на 2016-2017 годы»
|
18, 20 апреля 2017 г.
|
Русский язык
|
4
|
25 апреля 2017 г.
|
Математика
|
27 апреля 2017 г.
|
Окружающий мир
|
18 апреля 2017 г.
|
Русский язык
|
5
|
20 апреля 2017 г.
|
Математика
|
25 апреля 2017 г.
|
История
|
27 апреля 2017 г.
|
Биология
|
25 апреля 2017 г.
|
Физика
|
11
|
27 апреля 2017 г.
|
Химия
|
11 мая 2017 г.
|
Биология
|
16 мая 2017 г.
|
География
|
18 мая 2017 г.
|
История
|
Образцы проверочных работ находятся на сайте http://vpr.statgrad.org
Внешняя региональная оценка предметных и метапредметных результатов (ОПМР)
Дата проведения: апрель 2015 года.
Участники: обучающиеся 4 классов 479 общеобразовательных организаций Кировской области
Класс
|
Предмет
|
Кол-во тестируемых
|
Кол-во справившихся
|
Качество
подготовки
|
4
|
Математика
|
11547
|
9679
|
84%
|
Русский язык
|
11516
|
10903
|
95%
|
Комплексная работа
|
11493
|
10765
|
94%
|
Далее планируется апробация технологии внешней оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС в образовательных организациях Кировской области (апробация в 20 дошкольных образовательных организациях).
Перспективы РСОКО:
- проведение апробации внешней оценки качества дошкольного образования;
- проведение комплексных работ в рамках оценки качества образования в 3 и 7 классах.
3. Исследования профессиональных компетенций учителей
Исследования профессиональных компетенций учителей проводится на основании поручение Президента РФ по результатам заседания Государственного совета РФ от 23.12.2015: «Формирование национальной системы учительского роста, направленной в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций».
На 1 этапе (2015-2016 г.г.) в исследовании профессиональных компетенций учителей приняли участие
- 65 учителей истории «Портрет учителя истории»
- объективное оценивание уровня подготовки обучающихся учителями математики, русского языка и литературы - 2 542 учителя.
4. ГИА - 9 (ОГЭ, ГВЭ)
Успешное развитие системы ГИА 9 во многом определяется качеством и объективностью его проведения.
Особенности ГИА 9 2017:
- срок подачи заявления - до 1 марта (включительно);
- для получения аттестата - 4 экзамена (русский язык, математика и 2 учебных предмета по выбору должны быть сданы на положительные оценки);
- изменений в КИМ ОГЭ в 2017 году не запланировано;
- проект расписания:
- досрочный период - 20 апреля-6 мая,
- основной -26 мая - 23 июня,
- дополнительный (сентябрьский) - 5-22 сентября;
- -оптимизация сети ППЭ при проведении ГИА 9.
5.ГИА11(ЕГЭ,ГВЭ)
Особенности ЕГЭ 2017:
- срок подачи заявления до 1 февраля (включительно);
- увеличение количества ППЭ с технологией «Печать КИМ в ППЭ» и сканированием ЭМ в штабе ППЭ по окончании экзамена;
- изменения КИМ ЕГЭ (физика, химия, биология) - исключены задания с выбором ответа;
- изменение бланка ответов № 1 (максимальное количество полей для замены ошибочных ответов - 6);
- проект расписания:
- досрочный (23 марта - 14 апреля),
- основной (29 мая - 1 июля),
- дополнительный (5-16 сентября);
- оценка регионов по критериям, эффективности организационно- технологического обеспечения проведения ЕГЭ;
-оценка эффективности ППЭ (100/100).
6. Итоговое сочинение
Итоговое сочинение - это условие допуска к государственной итоговой аттестации, а также важный элемент единой системы оценки качества образования.
Сроки проведения и регистрации:
7 декабря 2016 года - с 8 ноября до 23 ноября 2016 года,
1 февраля 2017 года - с 11 января до 18 января 2017 года,
3 мая 2017 года-с 3 апреля до 19 апреля 2017 года.
Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание осуществляется комиссией, сформированной руководителем организации, где участники писали итоговое сочинение (изложение) и завершается не позднее семи календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
Образы оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) размещаются на региональных серверах.
Изображения образов оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организация и высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.
Проблемы:
- объективность оценивания экспертами школьных комиссий;
- объективность проведения сочинения:
- наличие работ списанных из сети Интернет,
- наличие одинаковых работ в рамках одного учреждения;
- различный почерк при написании работы на одном бланке;
- большое количество исправлений в тексте сочинения;
- различный почерк при написании сочинения и ЕГЭ по русскому языку;
- результаты оценивания сочинения и ЕГЭ по русскому языку существенно различаются.
В текущем году будет организована перепроверка сочинений тна региональном уровне региональной комиссией (до 10% сочинений).
Оценка эффективности ППЭ (100 лучших - 100 худших)
Примерные критерии отбора:
- оснащенность ППЭ в соответствии с п.36 Порядка проведения ГИА;
- оснащенность ППЭ оборудованием для технологий печати КИМ в аудитории, сканирования экзаменационных материалов и записи устных ответов по иностранным языкам;
- соблюдение дисциплины всеми лицами, присутствующими в день экзамена в ППЭ;
- квалификация кадров ППЭ;
- обеспечение ППЭ региональными общественными наблюдателями.
Подведомственный Рособорнадзору Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своём официальном сайте утверждённые документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2017 года по 14 учебным предметам (http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory): демонстрационные варианты, кодификаторы и спецификации.
Осенью текущего года проекты данных документов прошли широкое общественно-профессиональное обсуждение, итоги которого были подведены на заседаниях научно-методических советов ФИПИ.
В кодификаторах даётся систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания. Из спецификаций можно узнать, какова структура и содержание КИМ (как распределены задания по объектам проверки и уровню сложности), система оценивания работы, условия проведения экзамена. Демонстрационные варианты представляют собой образцы КИМ ЕГЭ, составленные в соответствии со спецификацией. При ознакомлении с демонстрационным вариантом КИМ ЕГЭ следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2017 г. (полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на ЕГЭ 2017 г., приведён в кодификаторе).
Ежегодно разработчиками контрольных измерительных материалов формируются множество вариантов КИМ, разработанных по часовым поясам, что исключает возможность их совпадения у участников ЕГЭ, сдающих в одном пункте проведения экзамена. Поэтому самой эффективной подготовкой к ЕГЭ является добросовестное изучение предметов с использованием учебников из федерального перечня учебников.
Кроме указанных документов на сайте ФИПИ также размещен Открытый банк заданий ЕГЭ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege) по всем предметам, который содержит материалы для подготовки к экзамену. Повторение материала с использованием данных заданий позволит успешно подготовиться к ЕГЭ-2017.
Рособрнадзор и ФИПИ предупреждают: утверждения многочисленных интернет ресурсов и печатных изданий о том, что они содержат «реальные задания ЕГЭ», не соответствуют действительности, так как подготовка экзаменационных материалов проходит с соблюдением строгих мер безопасности, исключающих любую утечку информации. Настоящие контрольные измерительные материалы можно увидеть только непосредственно на экзамене.
Л. Сысуева
главный специалист – эксперт
отдела Западного образовательного округа
министерства образования Кировской области
(по материалам совещаний
и информации с официальных сайтов)
|